- проверить состояние колесной пары;
- осмотреть корпус буксы, лабиринтное кольцо, проверить нагрев буксы на ощупь или термометром «Кельвин» и сравнить его с другими буксами этого же вагона. При наружном осмотре буксовых узлов проверяют отсутствие подтеков смазки, определяют нагрев букс в задней и передней частях на ощупь тыльной стороной ладони или термометром «Кельвин»;
- путем обстукивания смотровой крышки ниже её центра определить исправность торцевого крепления. Легкий удар контрольного молотка, свободно удерживаемого в руке, наносится чуть ниже центра смотровой крышки. При обрыве болтов стопорной планки торцевого крепления, тарельчатой шайбы будет слышен второй отзвук от удара (отбой). Если гайка отвернулась и находится в нижней части буксы, то при ударе молотком по смотровой крышке слышен глухой звук, при повторном ударе – в верхней части смотровой крышки слышен звонкий металлический звук.
На выкаченные из-под вагона колесные пары с неисправными буксовыми узлами, обнаруженными визуально, по внешним признакам, на внутренней поверхности диска колеса необходимо четко нанести меловую надпись "По внешним признакам", а при обнаружении нагрева букс приборами КТСМ или другими приборами бесконтактного обнаружения перегретых букс, наносится надпись “Аварийная — КТСМ" или др. Результаты осмотра колесных пар с неисправными буксовыми узлами, забракованными работниками ПТО, доводятся до сведения осмотрщиков вагонов данного ПТО.
При осмотре и техническом обслуживании буксовых узлов колесных пар с коническими подшипниками кассетного типа выполняются следующие операции:
- при встрече состава поезда «с ходу» и при отправлении выявляются внешние признаки ненормальной работы буксовых узлов c коническими подшипниками, которые являются такими же, как и для буксовых узлов с цилиндрическими подшипниками (скрежет, пощелкивание, искрение, задымление, появление запаха и т.п.);
При осмотре вагонов, во время стоянки поезда:
- у буксовых узлов с подшипниками кассетного типа в корпусе буксы, производится контроль ослабления болтов М20 крепления крепительной крышки, болтов М12 смотровой крышки; обрыв болтов М20 торцевого крепления подшипников определяется методом остукивания смотровой крышки.
- для подшипников кассетного типа с адаптером ослабление болтов М20 или М24 торцевого крепления определяется методом остукивания и визуальным осмотром.
Признаки: Колесная пара идет юзом при отжатых тормозных колодках. Возможные неисправности: Подшипники полностью разрушены, ролики заклинены и не вращаются |
Признаки: Выброс смазки хлопьями на диск и обод колеса, сильные потеки в зоне крышек. Возможные неисправности: Подшипник полностью разрушен. |
Признаки: Букса с боковиной тележки смещена вдоль шейки оси. Возможные неисправности: Подшипник полностью разрушен, повреждение торцового крепления, гайка M110 полностью сошла с шейки оси. |
Признаки: Задняя (передняя) часть корпуса буксы нагрета больше передней (задней) Возможные неисправности: Разрушен соответственно задний или передний подшипник. |
Признаки: Задняя часть корпуса буксы нагрета больше передней. Возможные неисправности: Отсутствует зазор между лабиринтной частью корпуса буксы и лабиринтным кольцом либо разрушен задний подшипник. |
Признаки: Напыление смазки на ступицу колеса, ослабление болтов или появление ржавчины под шайбами болтов крепительной крышки. Возможные неисправности: Нарушение торцового крепления. |
Признаки: Вздутие краски на корпусе буксы сверху, течь смазки коричневого или зеленого цвета Возможные неисправности: Разрушение или излом сепаратора |
Буксы пассажирских вагонов:
- Признаки: Ослабли болты крепления основания шпинтона, видна ржавчина между рамой тележки и шпинтоном, в основании пружин и рессор, на горизонтальных скользунах . Возможные неисправности: Может быть разрушен сепаратор, ролики сгруппировались в нижней части буксы
- Признаки: Разработана втулка в кронштейне для валика подвески башмака, валик выпал из отверстия подвески башмака, изломана пружина буксового подвешивания, наличие свежей ржавчины на пружинах центрального подвешивания в месте контакта с надрессорной балкой, на элементах эллиптической рессоры и в месте контакта пружин буксового подвешивания и основания шпинтона. Возможные неисправности:Один или оба подшипника могут быть разрушены.
- Признаки:Выделение дыма, появление запаха из буксы (при приеме с ходу и после остановки поезда в пути следования). Возможные неисправности: Неисправность полиамидного сепаратора подшипника буксового узла.