Тележки вагонов служат для направления вагона по рельсовому пути, распределения и передачи всех нагрузок от кузова на путь, восприятия тяговых и тормозных сил, обеспечения движения вагона с минимальным сопротивлением и необходимой плавностью хода.
Осмотр боковых рам тележек грузовых вагонов
При техническом обслуживании тележек модели 18-100, 18-578 и их аналогов производить осмотр боковых рам в видимой зоне, обращая особое внимание на зону А в радиус перехода R55 (наружная криволинейная поверхность буксового проёма боковой раме радиуса R55 перехода от горизонтальной опорной поверхности к вертикально направляющей поверхности и прилегающие боковые поверхности на расстоянии 10мм от фасок радиуса) и видимую часть зоны Б. Ответственность за не выявленные в этих зонах трещины несут осмотрщики вагонов, а за невидимую часть буксового проёма в зоне Б, закрытую прокладкой из износостойкого материала, ответственность несет вагоноремонтное предприятие.
Причинами возникновения трещин являются:
Причинами возникновения трещин являются:
- наличие ползунов, наваров, вы щербин на поверхности катания колеса выше допустимых размеров;
- неправильная работа тормозного оборудования, узлов и деталей рычажной передачи вследствие чего происходит замедленный отпуск тормозов с частичным или полным заклиниванием колёсной пары, что приводит к повышенному нагреву обода и диска колеса, что отрицательно отражается на структуре металла, особенно в зимний период;
- наличие дефектов при литье и изготовлении;
- перегруз вагона;
- резкие удары при роспуске с горки и т.д.
Метод Кермас Р.Ю. по выявлению трещин в литых деталях тележки и колесных парах грузовых вагонов с помощью перочинного ножа.
Вагон нужно осматривать как можно ближе, находясь к деталям и узлам вагона. Помогает для выявления трещин в трудно выявляемых местах компактный и мощный фонарь даже в дневное время. Луч света направляется под углом 30-45 градусов.
При выявлении литых деталей тележки с признаками наличия трещин Кермас Р.Ю. зачищает участок перочинным ножом. Перочинный нож использует при наличии расслоений краски, разрывах краски, при повышенной пористости металла, при сколах и выкрашивание металла. При зачистке перочинным ножом, трещина будет цепляться за лезвие ножа. Компактность перочинного ножа позволяет использовать его в трудно доступных для зачистки щеткой места. Затем производится осмотр с применением лупы и зеркала.
Кермас Р.Ю. при осмотре колесных пар внимательно осматривает наружную часть обода, так как знает, что в процессе торможения у колеса с тонким ободом при интенсивном торможении или неисправности тормоза происходит сильный нагрев обода и при попадании снега происходит закалка наружной грани. Снаружи тонкая его часть быстро остывает, что приводит к появлению термических микротрещин. Впоследствии эти трещины интенсивно развиваются в связи с контактом тонкого обода и рельса, который как бы сминается и тем самым ускоряет развитие трещины.
Передовые методы и комплексный подход к выявлению трещин в литых деталях тележки и колесных парах при техническом обслуживании вагонов являются основой предупреждения аварий и крушений.
Метод Максимова (с помощью шуруповёрта)
Применение в своей работе шуруповерта с различными насадками, который позволяет производить зачистку труднодоступных мест и выявить трещину. Насадку круглой формы ОРВ Максимов А.А. применяет для зачистки приободной части колеса как с наружной так и с внутренней стороны, так как радиус насадки приближен к радиусу приободной части колеса. Насадка продолговатой формы в основном применяется для зачистки боковых рам внутреннего радиуса R-55. Насадка щётка из металлического ворса предназначена для снятия слоев краски, удаление ржавчины, окалины, раковин. Удобно применение такой насадки для зачистки технологического окна боковой рамы тележки.
Произведенная с помощью шуруповёрта зачистка более качественная и позволяет уже на ПТО определить поверхностная трещина или распространяется в глубину металла детали. Так зачистка горизонтальной поверхности внутреннего радиуса R- 55 боковой рамы, без шуруповерта очень затруднительна из-за трудной доступности и произвести качественную зачистку металлической щёткой невозможно. Особенно ценно применение шуруповерта при выявлении и подтверждении трещин п
риободной части колеса, т.к. эта зона не доступна для зачистки напильником или щеткой.
риободной части колеса, т.к. эта зона не доступна для зачистки напильником или щеткой.
При осмотре необходимо обращать внимание на производителей литых деталей тележки и колесных пар. И имеющийся анализ уже из сломавшихся деталей, что позволяет сделать вывод о наиболее вероятных местах появления трещин, причинах их возникновения и развития. При наличии дефектов на поверхности катания колес, повышенных динамических нагрузках необходимо производить более тщательный осмотр и производить зачистку детали. Чем больше признаков динамических нагрузок, тем больше вероятность возникновения трещин. Изломавшиеся пружины рессорного комплекта, изношенные фрикционные клинья, ослабление и срез заклёпок фрикционных планок, выбитые пружины рессорного комплекта, наличии блестящей полосы, следов удара на упорных поверхностях буксовых проемов, смыкание витков пружин рессорного комплекта, сдвиг поясов котла цистерны и т.д. должны являться сигналом к необходимости зачистки внутреннего радиуса R- 55 литой боковой рамы вагона.
Возникновение трещин и их развитие на колесах связано с полнотой обода колеса, при величине обода более 40 мм трещины возникают с наружной стороны при, толщине менее 40 мм с внутренней стороны обода. ОРВ Максимов обращает внимание на клейма изготовителей колёс, при наличии клейма «20» развитие трещин более вероятно с наружной стороны, развитие трещин происходит и переходом с вертикальной на горизонтальную поверхность. ц твердосплавных колес чаще возникают термические трещины, которые в дальнейшем приводят к их развитию в ободе колеса.
Осмотр колёсных пар производится обязательно с пролазкой и остукиванием поверхности катания колеса контрольным молотком на предмет выявления трещин. Т.к. трещины в дисках и изломы ободов колес происходят у длительно проработавших, изношенных, имеющих тонкий обод колес, рекомендуется особо внимательно осматривать колесные пары с толщиной обода 35 мм и менее у тележек, имеющих признаки неравномерного проката или ползуна. Наиболее выраженные признаки неравномерного проката: отсутствие контрольного шплинта крепления валика подвески или разработанное отверстие на скобе крепления данного шплинта, отсутствие валика подвески, колодочного клина и колодки, гайки триангеля, блестящие пружины рессорного комплекта и др.. Необходимо внимательно осмотреть в этой зоне обод и диск колеса с обеих сторон, обстучать обод контрольным молотком. При наличии трещины звук глухой, дребезжащий, молоток как бы прилипает к колесу.