Контрольную проверку тормозов в поезде производят по заявлению машиниста, работника вагонного или пассажирского хозяйства выполняют на станциях с пунктами технического обслуживания или на промежуточной станции в случае неудовлетворительного действия тормозов в пути следования, если не выявлена причина без такой проверки. Очередность и объём контрольной проверки тормозов определяют проводящие её работники, исходя из причин, вызвавших необходимость проверки. Контрольную проверку тормозов осуществляют совместно работники локомотивного и вагонного хозяйства на станциях в пути следования. При этом проверяется на станции техническое состояние тормозного оборудования поезда и в пути следования - эффективность действия автотормозов, плавность торможения и правильность управления тормозами машинистом в соответствии с данными скоростемерной ленты.
Порядок следования и станцию, на которой будет проведена контрольная проверка тормозов определяют машинист совместно с поездным диспетчером. Для организации проведения контрольной проверки тормозов поездной диспетчер вызывает причастных работников локомотивного, вагонного и пассажирского хозяйств, ревизорского аппарата, перечень лиц которых устанавливается приказом начальника дороги. По результатам контрольной проверки составляют акт (указать дату, наименование станции, где проводится контрольная проверка. Акт содержит следующие пункты:
Контрольная проверка тормозов на станции.
1. Проверить зарядное давление в тормозной магистрали локомотива и хвостового вагона грузового поезда:
3. Темп перехода с повышенного на нормальное зарядное давление:
Проверить соответствие давления и стабильность во 2 положении.
Произвести ступень торможения понижением давления в уравнительном резервуаре на 0,5-0,6 кгс/см2 и перевести ручку крана машиниста в 4 положение, завышение давления при этом не допускается, понижение - 0,1 кгс/см2 за 3 минуты.
5. Завышение давления в уравнительном резервуаре после снижения давления в нем на 1,5 кгс/см2 и перевода ручки в перекрышу с питанием.
Верхний - 9,0 кгс/см2, нижний - 7,5 кгс/см2. Допускается отклонение +/-0,2 кгс/см2.
7. Проходимость воздуха через блокировочное устройство №367:
8. Плотность тормозной сети поезда: пассажирского; грузового при поездном положении ручки и при перекрыше с питанием после ступени торможения.
Для проверки плотности тормозной сети пассажирского поезда необходимо: перекрыть комбинированный кран или кран двойной тяги и по истечении 20 секунд после перекрытия крана замерить падение давления в тормозной магистрали, снижение давления допускается не более чем на 0,2 кгс/см2 в течении 1 минуты или 0,5-2,5 мин.
После полной зарядки тормозной сети поезда до установленного давления машинист и осмотрщик вагонов обязаны проверит плотность тормозной сети. Для этого после полной зарядки тормозов и отключения компрессоров регулятором по достижении предельного давления в главных резервуарах и последующего снижения этого давления на 0,4-0,5 кгс/см2. Замерить время дальнейшего его снижения на 0,5 кгс/см2 при поездном положении ручки крана машиниста.
Время снижения зависит: от серии локомотива, объёма главных резервуаров и количества осей в поезде.
При перекрыше с питанием после ступени торможения:
Производится полное опробование тормозов. Машинист производит торможение постановкой ручки в V положение с последующим переводом в IV положение.
Комиссия (представители локомотивного и вагонного хозяйства) по истечении двух минут производят осмотр тормозного оборудования вагонов с заполнением схемы поезда.
Проверить: правильность включения режимов торможения в соответствии с загрузкой вагонов, горного, равнинного режима; правильность включения пассажирских вагонов короткосоставного, длинносоставного режима; исправность авторежима, авторегулятора рычажной передачи; правильность установки композиционных и чугунных колодок в соответствии с положением валика в отверстиях затяжек горизонтальных рычагов; величины выхода штоков; правильность регулировки рычажной передачи и состояние ручных тормозов; зафиксировать вагоны, тормоза которых не пришли в действие.
По истечении 5 минут с момента торможения, в случае выявления отпущенных тормозов, производится отпуск, зарядка тормозов и торможение, при каждом торможении машинист обязан протянуть ленту скоростемера для фиксации всех торможений и контроля величины понижения давления, (воздухораспределители грузовых и пассажирских вагонов на равнинном режиме не должны самопроизвольно отпускать в течение 5 минут).
После завершения проверки тормозов и заполнения схемы поезда производим следующее:
Увеличенное время отпуска тормоза принимается во внимание как возможная причина заклинивания колесных пар, если приведение вагона в движение могло происходить до окончания отпуска тормоза.
Если после проверки воздухораспределителя на вагоне в поезде не выявлена неисправность, воздухораспределитель снять и определить неисправность на стенде в контрольном пункте тормозов (АКП). При снятии проверить чистоту сетки воздухораспределителя и фильтра на магистральном отводе воздухопровода.
При контрольной проверке тормозов:
В ЗАТОРМОЖЕННОМ СОСТОЯНИИ СОСТАВ НАХОДИТСЯ:
Если тормоза в поезде срабатывают после подключения локомотива в процессе перехода с повышенного на нормальное давление, когда переводят ручку крана машиниста из первого во второе положение, возможно, неисправен локомотив или в поезде есть неисправный воздухораспределитель. В этом случае обязательно, и в первую очередь, проверяется локомотив - время ликвидации сверхзарядного давления крана машиниста и плотность уравнительного резервуара.
Если самоторможение происходит в момент приведения поезда в движение, чаще всего причинами срабатывания тормозов бывают:
Самопроизвольный отпуск тормозов чаще всего может происходить по следующим причинам:
После снижения давления в уравнительном резервуаре на 1,5 кгс/см2 пятым положением ручки и переводом её в положение перекрыши допускается завышение давления в тормозной магистрали не более, чем на 0,3 кгс/см в течение 40с. Тормоза в поезде при этом не должны отпустить. В случае исправности крана машиниста для определения воздухораспределителей, являющихся источником «дутья», их переключают на горный режим, производят ступень торможения и через 1 минуту проверяют, какие приборы отпустили. Неисправные приборы заменяют на новые.
Порядок следования и станцию, на которой будет проведена контрольная проверка тормозов определяют машинист совместно с поездным диспетчером. Для организации проведения контрольной проверки тормозов поездной диспетчер вызывает причастных работников локомотивного, вагонного и пассажирского хозяйств, ревизорского аппарата, перечень лиц которых устанавливается приказом начальника дороги. По результатам контрольной проверки составляют акт (указать дату, наименование станции, где проводится контрольная проверка. Акт содержит следующие пункты:
- № поезда, вес, количество осей, № локомотива и его серия.
- станция, где производилось полное опробование тормозов и выдана справка о тормозах формы ВУ-45.
- зарядное давление в тормозной магистрали локомотива и хвостового вагона.
- плотность питательной сети, тормозной сети локомотива, плотность уравнительного резервуара крана машиниста.
- темп перехода с повышенного на нормальное зарядное давление.
- стабильность поддержания давления в тормозной магистрали при поездном положении ручки и перекрыше с питанием после ступени торможения.
- завышение давления в уравнительном резервуаре после снижения давления в нем на 1,5 кгс/см и перевода ручки в перекрышу с питанием.
- пределы давления в главных резервуарах: верхний, нижний.
- проходимость воздуха через блокировочное устройство № 367.
- плотность тормозной сети поезда: пассажирского, грузового при поездном положении ручки и перекрыше с питанием после ступени торможения.
- на грузовых вагонах включение грузовых режимов в соответствии с загрузкой, горного и равнинного режимов: на пассажирских вагонах включение короткосоставного и длинносоставного режимов.
- установка композиционных и чугунных колодок в соответствии с положением валиков в отверстиях затяжек горизонтальных рычагов и расположение колодок на поверхности катания колес.
- вагоны с выключенным тормозом.
- вагоны, тормоза которых включены, но не пришли в действие или самопроизвольно отпустили
- величина выхода штока тормозных цилиндров при полном служебном торможении; на пассажирских вагонах положение упора привода авторегулятора рычажной передачи, размер А при полном служебном торможении.
- время отпуска хвостовой группы вагонов.
- действие электропневматического тормоза, с проверкой целостности электрической цепи ЭПТ в составе, напряжения постоянного тока при тормозных положениях ручки крана машиниста на локомотиве и в цепи хвостового вагона.
- в пассажирских поездах, в составе которых находятся вагоны с воздухораспределителями западноевропейского типа, проверить исправность противоюзных устройств и скоростных регуляторов.
- тормозное нажатие на 100 тс веса поезда: данные по справке формы ВУ-45, фактическое, определенное в результате контрольной проверки.
- другие данные, полученные по результатам контрольной проверки. Акт заверяется подписью работников локомотивного и вагонного хозяйства, проводивших контрольную проверку, заполняется схема поезда.
Контрольная проверка тормозов на станции.
1. Проверить зарядное давление в тормозной магистрали локомотива и хвостового вагона грузового поезда:
- Зарядное давление 4,8 -5,2 кгс/см2 или 5,3-5,5 кгс/см2;
- В хвосте до 300 осей соответственно не менее 4,5 кгс/см2 или 5,0 кгс/см2, от 300 до 350 осей - не менее 4,3 кгс/см2 или 4,8 кгс/см2, более 350 осей - 4,2 кгс/см2 или 4,7 кгс/см2.
- В тормозной магистрали с нормального давления на величину не более чем на 0,2 атм. в течении 1 мин. или 0,5 за 2,5 мин.
- В питательной сети с 8,0 атм на величину не более чем на 0,2 в течении 2,5 мин. или не более 0,5 в течении 6,5 мин.
3. Темп перехода с повышенного на нормальное зарядное давление:
- Ручку крана машиниста перевести в 1 положение, выдержать её в этом положении до давления в уравнительном резервуаре 6,5-6,8 кгс/см2 с последующим переводом во 2 положение, снижение давления в уравнительном резервуаре с 6,0 до 5,8 кгс/см2 должно происходить за 80-120 сек. (при времени менее 80 сек происходит самопроизвольное срабатывание тормозов). На локомотиве, оборудованном сигнализатором разрыва тормозной магистрали с датчиками №418 сигнализатор в процессе перехода с повышенного на зарядное давление срабатывать не должен.
Проверить соответствие давления и стабильность во 2 положении.
Произвести ступень торможения понижением давления в уравнительном резервуаре на 0,5-0,6 кгс/см2 и перевести ручку крана машиниста в 4 положение, завышение давления при этом не допускается, понижение - 0,1 кгс/см2 за 3 минуты.
5. Завышение давления в уравнительном резервуаре после снижения давления в нем на 1,5 кгс/см2 и перевода ручки в перекрышу с питанием.
- Произвести полное служебное торможение понижением давления в уравнительном резервуаре на 1,5 кгс/см2 V положением ручки крана машиниста и переводом её в положение перекрыши с питанием, допускается завышение давления в тормозной магистрали не более чем 0,3 кгс/см2 в течение 40 секунд, тормоза в поезде при этом не должны отпускать.
Верхний - 9,0 кгс/см2, нижний - 7,5 кгс/см2. Допускается отклонение +/-0,2 кгс/см2.
7. Проходимость воздуха через блокировочное устройство №367:
- Проходимость считается нормальной, если при нахождении ручки крана машиниста в 1 положении и открытии концевого крана тормозной магистрали со стороны проверяемого блокировочного устройства и при начальном зарядном давлении не менее 8 кгс/см2, падение давления с 6 до 5 кгс/см2 в главных резервуарах объемом 1000 л происходит за время не более 12 секунд при большем объеме главных резервуаров время должно быть пропорционально увеличено.
8. Плотность тормозной сети поезда: пассажирского; грузового при поездном положении ручки и при перекрыше с питанием после ступени торможения.
Для проверки плотности тормозной сети пассажирского поезда необходимо: перекрыть комбинированный кран или кран двойной тяги и по истечении 20 секунд после перекрытия крана замерить падение давления в тормозной магистрали, снижение давления допускается не более чем на 0,2 кгс/см2 в течении 1 минуты или 0,5-2,5 мин.
После полной зарядки тормозной сети поезда до установленного давления машинист и осмотрщик вагонов обязаны проверит плотность тормозной сети. Для этого после полной зарядки тормозов и отключения компрессоров регулятором по достижении предельного давления в главных резервуарах и последующего снижения этого давления на 0,4-0,5 кгс/см2. Замерить время дальнейшего его снижения на 0,5 кгс/см2 при поездном положении ручки крана машиниста.
Время снижения зависит: от серии локомотива, объёма главных резервуаров и количества осей в поезде.
При перекрыше с питанием после ступени торможения:
- Для этого необходимо ручку крана машиниста перевести из поездного в V положение и снизить давление в уравнительном резервуаре на 0,6-0,7 кгс/см2 с последующим переводом её в IV положение, по истечении 2 минут проверить плотность тормозной сети, которая не должна отличаться от плотности при поездном положении ручки крана машиниста более чем на 10% в сторону уменьшения.
Производится полное опробование тормозов. Машинист производит торможение постановкой ручки в V положение с последующим переводом в IV положение.
Комиссия (представители локомотивного и вагонного хозяйства) по истечении двух минут производят осмотр тормозного оборудования вагонов с заполнением схемы поезда.
Проверить: правильность включения режимов торможения в соответствии с загрузкой вагонов, горного, равнинного режима; правильность включения пассажирских вагонов короткосоставного, длинносоставного режима; исправность авторежима, авторегулятора рычажной передачи; правильность установки композиционных и чугунных колодок в соответствии с положением валика в отверстиях затяжек горизонтальных рычагов; величины выхода штоков; правильность регулировки рычажной передачи и состояние ручных тормозов; зафиксировать вагоны, тормоза которых не пришли в действие.
По истечении 5 минут с момента торможения, в случае выявления отпущенных тормозов, производится отпуск, зарядка тормозов и торможение, при каждом торможении машинист обязан протянуть ленту скоростемера для фиксации всех торможений и контроля величины понижения давления, (воздухораспределители грузовых и пассажирских вагонов на равнинном режиме не должны самопроизвольно отпускать в течение 5 минут).
После завершения проверки тормозов и заполнения схемы поезда производим следующее:
- В грузовых поездах произвести первую ступень торможения и, выдержав её в течение 2 минут, дать повторную ступень торможения снижением давления в магистрали на 0,3 кгс/см2, через 2 минуты проверить, нет ли отпуска тормозов в составе вследствие дутья отдельных воздухораспределителей;
- На тормозной цилиндр вагона, имевшего заклинивание колесной пары, установить манометр и зарядить тормозную сеть грузового поезда до максимального давления, зафиксированного на скоростемерной ленте перед торможением +0,3 кгс/см2, если имеются пассажирские вагоны до 5,2 кгс/см2 и произвести полное служебное торможение снижением давления в магистрали до 3,5 кгс/см2 и проверить в этих вагонах давление в тормозных цилиндрах по манометру, выход штока тормозного цилиндра и прилегание колодок по кругу катания колеса.
- Груженый - не более 4,5кгс/см2;
- Средний - не более 3,5 кгс/см2;
- Порожний - не более 2,0 кгс/см2;
- Пассажирский вагон - не более 4,3 кгс/см2
Увеличенное время отпуска тормоза принимается во внимание как возможная причина заклинивания колесных пар, если приведение вагона в движение могло происходить до окончания отпуска тормоза.
Если после проверки воздухораспределителя на вагоне в поезде не выявлена неисправность, воздухораспределитель снять и определить неисправность на стенде в контрольном пункте тормозов (АКП). При снятии проверить чистоту сетки воздухораспределителя и фильтра на магистральном отводе воздухопровода.
При контрольной проверке тормозов:
- Выход штока тормозного цилиндра от 180 до 230 мм считать за 70%;
- Выход штока более 230 мм - тормоз выключен;
- Рычажная передача отрегулирована для композиционных колодок, но поставлены чугунные - считать за 70%.
- наличие пробок в магистрали, концевых кранах, рукавах;
- чрезмерные утечки в тормозной системе;
- завышение зарядного давления по сравнению с давлением при отпуске тормозов.
В ЗАТОРМОЖЕННОМ СОСТОЯНИИ СОСТАВ НАХОДИТСЯ:
- 2 минуты - УТЕЧКА В ПОЕЗДЕ;
- от 2 до 5 мин - ЗАУЖЕНА МАГИСТРАЛЬ;
- от 5 до 10 мин - ПРОБКА.
- неисправный воздухораспределитель усл. №483 (неудовлетворительно работают клапан дополнительной разрядки, клапан мягкости);
- неисправный воздухораспределитель (отсутствие или неисправность фрикционного кольца).
Если тормоза в поезде срабатывают после подключения локомотива в процессе перехода с повышенного на нормальное давление, когда переводят ручку крана машиниста из первого во второе положение, возможно, неисправен локомотив или в поезде есть неисправный воздухораспределитель. В этом случае обязательно, и в первую очередь, проверяется локомотив - время ликвидации сверхзарядного давления крана машиниста и плотность уравнительного резервуара.
Если самоторможение происходит в момент приведения поезда в движение, чаще всего причинами срабатывания тормозов бывают:
- - наличие скрытых утечек воздуха в тормозной системе;
- - неисправный воздухораспределитель усл. №483 (просадка резинового уплотнения у клапана камеры дополнительной разрядки магистрали, недостаточная жесткость или несоответствие пружины клапана установленным размерам).
Самопроизвольный отпуск тормозов чаще всего может происходить по следующим причинам:
- из-за неисправности крана машиниста в четвёртом положении ручки крана;
- вследствие недозарядки тормозной системы поезда;
- на равнинном режиме при торможении на чувствительность, когда воздухораспределители встают «на дутьё» в атмосферу.
После снижения давления в уравнительном резервуаре на 1,5 кгс/см2 пятым положением ручки и переводом её в положение перекрыши допускается завышение давления в тормозной магистрали не более, чем на 0,3 кгс/см в течение 40с. Тормоза в поезде при этом не должны отпустить. В случае исправности крана машиниста для определения воздухораспределителей, являющихся источником «дутья», их переключают на горный режим, производят ступень торможения и через 1 минуту проверяют, какие приборы отпустили. Неисправные приборы заменяют на новые.