Колёсные пары предназначены для направления движения вагона по рельсовому пути и восприятия всех нагрузок, передающихся от вагона на рельсы и обратно. Колёсная пара состоит из одной оси и двух колёс.
Колёсные пары - наиболее ответственные узлы вагона, от их исправного состояния во многом зависит безопасность движения поездов и работоспособность вагона.
Запрещается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в поездах вагоны после сходов, с трещиной в любой части оси колесной пары или трещиной в ободе, диске и ступице колеса, при наличии остроконечного наката на гребне колесной пары, а также при следующих износах и повреждениях колесных пар, нарушающих нормальное взаимодействие пути и подвижного состава:
Осмотр колёсных пар производится обязательно с пролазкой и остукиванием поверхности катания колеса контрольным молотком на предмет выявления трещин. Т.к. трещины в дисках и изломы ободов колес происходят у длительно проработавших, изношенных, имеющих тонкий обод колес, рекомендуется особо внимательно осматривать колесные пары с толщиной обода 35 мм и менее у тележек, имеющих признаки неравномерного проката или ползуна. Наиболее выраженные признаки неравномерного проката: отсутствие контрольного шплинта крепления валика подвески или разработанное отверстие на скобе крепления данного шплинта, отсутствие валика подвески, колодочного клика и колодки, гайки триангеля, блестящие пружины рессорного комплекта и др. У таких колес необходимо определить расположение неравномерного проката на ободе по износу фаски или местному уширению (раздавливанию). Необходимо внимательно осмотреть в этой зоне обод и диск колеса с обеих сторон, обстучать обод контрольным молотком. При наличии трещины звук глухой, дребезжащий, молоток как бы "прилипает" к колесу; при отсутствии трещины молоток легка и часто подпрыгивает, звук чистый, звонкий. Так же необходимо тщательно осматривать колёсные пары с толщиной обода 40мм и менее, при осмотре необходимо нанести меловую разметку на внутреннюю сторону диска колеса с указанием номера вагонного депо.
На торце левой стороны шейки оси ставят клейма предприятия, производившего последний средний ремонт колёсной пары (полное освидетельствование).
На боковой поверхности обода, с наружной стороны колеса, на расстоянии 5-10 мм от кромки внутренней поверхности до основания знаков (цифр) маркировки, должны быть выбиты в горячем СОСТОЯНИИ знаки (цифры) ВЫСОТОЙ 10-12 ММ И глубиной ДО 4 ММ.
При отсутствии клейм о формировании и ремонте (освидетельствовании) или приемочных клейм МПС (ОАО « РЖД») колесная пара должна быть выкачена для производства среднего ремонта (полного освидетельствования).
Перед клеймом предприятия-изготовителя, на расстоянии 50-100 мм шрифтом № 10 проставляются клейма принадлежности государству СНГ. РОССИЯ —20
При изготовлении цельно катаных колес повышенного качества и твердости на ободе колеса наносится марка стали - буква "Т", а при формировании и производстве ремонта (освидетельствования) в ВКМ и КРЦ наносится белой краской с наружной стороны диска установленный трафарет «Т» на расстоянии 200 мм от центра оси.
Колёсные пары - наиболее ответственные узлы вагона, от их исправного состояния во многом зависит безопасность движения поездов и работоспособность вагона.
Запрещается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в поездах вагоны после сходов, с трещиной в любой части оси колесной пары или трещиной в ободе, диске и ступице колеса, при наличии остроконечного наката на гребне колесной пары, а также при следующих износах и повреждениях колесных пар, нарушающих нормальное взаимодействие пути и подвижного состава:
- При скорости движения свыше 120 км/ч прокат по кругу катания более 5 мм, с толщиной гребня более ЗЗмм и менее 28 мм;
- При скоростях движения до 120 км/ч прокат по кругу катания у пассажирских вагонов в поездах дальнего следования более 7 мм, пассажирских вагонов в поездах местного и пригородного сообщения более 8 мм, у вагонов рефрижераторного парка и грузовых вагонов более 9 мм, у грузовых вагонов под погрузку 8,5мм. ц колесных пар с приводов редуктора от торца шейки оси в вагонах, обращающихся со скоростями свыше 120 км/ч равномерный прокат допускается не более 4 мм.
- При обнаружении неравномерного проката грузовых вагонов колесных пар с неравномерным прокатам свыше 2 мм измеряемый путем измерения абсолютным шаблоном в сечении максимального износа и с каждой стороны от этого сечения на расстоянии до 500 мм.
- Вертикальны подрез гребня более 18 мм, измеряемый специальным шаблоном.
- Ползун более 1 мм- на поверхности катания колеса измеряемый абсолютным шаблоном. При обнаружении в пути следования вагона с ползуном от 1 до 2 мм, разрешается довести такой. вагон без отцепки до ближайшего ПТО пассажирский-с скоростью не выше. 100 км/ч, грузовой - не выше 70 км/ч. При глубине ползуна от 2 до 6 мм со скоростью 15 км/ч, а при ползуне от 6 до 12 мм со скоростью 10 км/ч. При ползуне выше 12 мм со скоростью до 10 км/ч при условии исключения возможности вращения колесных пары.
- Потертость средней части оси глубиной более 2,5 мм по радиусу.
- Следы контакта с электродом.
- Сдвиг или ослабление ступицы колеса на под ступичной части оси. Признаком ослаблении ступицы колеса является выделение из-под ступицы ржавчины или масла с внутренней стороны колеса по всему периметру в месте сопряжения.
- Выщербина по поверхности катания колеса глубиной более 10 мм или длиной более 50 мм у грузовых вагонов и 25 мм у пассажирских вагонов. Трещина в выщербине или расслоение, идущее вглубь метала, не допускается. Толщина обода колеса в месте выщербины не должна быть менее допускаемой. Выщербины глубиной до 1 мм не бракуют независимо от их длины.
- Кольцевые выработки на поверхности катания колеса глубиной у основания гребня более 1 мм, а на уклоне 1:7- более 2 мм или шириной более 15 мм, при наличии кольцевых выработок на других участках бракуются как у основания гребня.
- Местное уширение обода колеса более 5 мм (раздавливание) .
- Поверхностный откол наружной грани обода колеса, включая местный откол кругового наплыва, глубиной более 10 мм, если ширина оставшейся части обода в месте откола менее 120 мм, или наличие в поврежденном месте независимо от размеров откола трещин, идущих вглубь метала.
- Повреждения поверхности катания колеса, вызванное смещением метала, «навар» высотой у колесных пар пассажирских вагонов более 0,5 мм, в грузовых вагонов более 1 мм. Порядок следования при обнаружении навара у к.п. такой же как и при ползуне.
- Толщина обода колеса по кругу катания менее 22 мм у грузовых вагонов, менее 30 мм у пассажирских вагонов, менее 35 мм в поездах, следующих со скоростью выше 120 км/ч, но не более 140 км/ч.
Осмотр колёсных пар производится обязательно с пролазкой и остукиванием поверхности катания колеса контрольным молотком на предмет выявления трещин. Т.к. трещины в дисках и изломы ободов колес происходят у длительно проработавших, изношенных, имеющих тонкий обод колес, рекомендуется особо внимательно осматривать колесные пары с толщиной обода 35 мм и менее у тележек, имеющих признаки неравномерного проката или ползуна. Наиболее выраженные признаки неравномерного проката: отсутствие контрольного шплинта крепления валика подвески или разработанное отверстие на скобе крепления данного шплинта, отсутствие валика подвески, колодочного клика и колодки, гайки триангеля, блестящие пружины рессорного комплекта и др. У таких колес необходимо определить расположение неравномерного проката на ободе по износу фаски или местному уширению (раздавливанию). Необходимо внимательно осмотреть в этой зоне обод и диск колеса с обеих сторон, обстучать обод контрольным молотком. При наличии трещины звук глухой, дребезжащий, молоток как бы "прилипает" к колесу; при отсутствии трещины молоток легка и часто подпрыгивает, звук чистый, звонкий. Так же необходимо тщательно осматривать колёсные пары с толщиной обода 40мм и менее, при осмотре необходимо нанести меловую разметку на внутреннюю сторону диска колеса с указанием номера вагонного депо.
Маркировка и клеймение колесных пар.
На оси колесной пары должны быть четко поставлены знаки и клейма о времени и месте формирования, освидетельствования и приемки. На правом торце оси наносят знаки и клейма, указывающие время и место изготовления оси и формирования к.п.На торце левой стороны шейки оси ставят клейма предприятия, производившего последний средний ремонт колёсной пары (полное освидетельствование).
На боковой поверхности обода, с наружной стороны колеса, на расстоянии 5-10 мм от кромки внутренней поверхности до основания знаков (цифр) маркировки, должны быть выбиты в горячем СОСТОЯНИИ знаки (цифры) ВЫСОТОЙ 10-12 ММ И глубиной ДО 4 ММ.
При отсутствии клейм о формировании и ремонте (освидетельствовании) или приемочных клейм МПС (ОАО « РЖД») колесная пара должна быть выкачена для производства среднего ремонта (полного освидетельствования).
Перед клеймом предприятия-изготовителя, на расстоянии 50-100 мм шрифтом № 10 проставляются клейма принадлежности государству СНГ. РОССИЯ —20
При изготовлении цельно катаных колес повышенного качества и твердости на ободе колеса наносится марка стали - буква "Т", а при формировании и производстве ремонта (освидетельствования) в ВКМ и КРЦ наносится белой краской с наружной стороны диска установленный трафарет «Т» на расстоянии 200 мм от центра оси.