В современных условиях букса заменяется с помощью самоходной ремонтной машины или домкрата грузоподъемностью 25 т. Для этого сначала слесари извлекают из неисправной буксы подбивочный материал и осевое масло, а затем гидравлический подъемник самоходной машины или домкрат устанавливают подшкворневую балку вагона.
Перекрыв разобщительный кран и выпустив сжатый воздух из тормозного оборудования, выключают тормоз и подклинивают колесные пары, После этого, используя струбцину, одновременно поднимают вагон и конец боковой рамы тележки до выхода направляющих рамы тележки из пазов буксы. Далее, выгнув вкладыш и подшипник, снимают буксу с шейки оси, осматривают состояние подшипника, вкладыша и шейки оси и после этого надевают исправную буксу и ставят на место смазанной осевым маслом подшипник и вкладыш; опускают вагон, включают тормоз, открывая разобщительный кран, убирают клинья, подъемные средства и приспособления заправляют буксу подбивочным и смазочным материалами.
Выявленные на ПТО неисправные пылевые шайбы, не обеспечивающие удержание осевого масла, не заменяются. В этом случае из буксы удаляют польстер, заменяют его подбивочными валиками и устанавливают в заднюю часть буксы до половины шейки оси уплотняющий жгут.
Для снятия и постановки буксовых крышек применяют различные приспособления. Оно состоит из рукоятки, эксцентриковой оси, подшипника, шайб, шплинтов, цапф, двух поводков, планки с выступом и вала. Приспособление надевают на буксовую крышку до упора планки с выступом в буксу. При повороте рукоятки на себя на угол 90 градусов вместе с ней поворачивается ось с цапфами. При этом, планка, которую тянут поводки, своим выступом нажимает на пружину буксовой крышки и освобождает валик. Иногда буксовая крышка, хотя и исправна, но несколько перекошена или неплотно прилегает к зеркалу буксы. Устранить этот дефект можно путем изгиба валика на 1-2,5 мм (в зависимости от зазора), для чего его вынимают и ударами молотка изгибают. Смена подшипников является одной из наиболее часто встречающихся работ при ремонте вагонов в поездах. Эту работу выполняют два слесаря, используя в качестве подъемного средства гидравлический подъемник самоходной ремонтной машины или гидравлический домкрат грузоподъемностью 15-20 т. После отключения разобщительного крана и выпуска сжатого воздуха из тормозного оборудования тормоз отключается. Подклинивают колесные пары вагона и удаляют подбивочный материал из буксы. Далее домкрат устанавливают под дно буксы на специальную подкладку, укладываемую на конец шпалы, и поднимают буксу. При этом должны применяться специальные приспособления, удерживающие колесные пары на месте. Буксу поднимают до освобождения вкладыша, после чего вкладыш и подшипник с помощью крючка вынимают из буксы. Проверив состояние вкладыша и шейки оси, слесари подбирают новый подшипник, смазывают его осевым маслом и устанавливают подшипник и вкладыш на шейку. Опускание буксы идет в обратном порядке ее подъемки.
Нормальная работа буксового узла во многом зависит от правильной расточки и постановки подшипника на шейку оси. Расточка подшипников должна быть выполнена на станке. Переднюю и заднюю галтели также обрабатывают на расточном станке фасонными резцами радиусами соответственно 3 и 20 мм. Чистота расточенной баббитовой поверхности не ниже, чем пятому классу шероховатости (ГОСТ 2789-73). Для лучшего подвода масла под подшипник вдоль его с каждой стороны баббитового слоя на станке проходным резцом делают холодильники шириной от 12 до 15 мм со скосом кромки на глубину 2-3 мм. Переход от холодильников рабочей поверхности баббитового слоя слегка притупляется шабером.
На переднем торце баббитовой заливки выбивают две последние цифры, указывающие диаметр подшипника.
На каждом стеллаже ПТО должны быть подшипники любого диаметра. Стеллажи для хранения подшипников должны быть только закрытого типа. В целях исключения механических повреждений баббитового слоя (забоины, вмятины и т.п.) транспортировку подшипников следует производить в специальных кассетах.
Для правильного подбора подшипника слесарь обязан с помощью шаблона или кронциркуля и металлической линейки измерить диаметр шейки оси. Подшипник подбирается так, чтобы его диаметр был больше диаметра шейки оси на 1-2 мм, а разбег (т.е. возможность свободного перемещення вдоль шейки в пределах от 6 до 12 мм. При этом рекомендуется, чтобы у вновь устанавливаемого подшипника разбег был на 1 мм больше, чем у подшипника, стоящего в другой буксе этой же колесной пары. Если же меняются оба подшипника одной колесной пары, их размеры должны быть одинаковыми.
При постановке нового подшипника слесарям полезно проверить плотность прилегания его к шейке оси Для этого ее слегка смазывают осевым маслом, кладут на нее подшипник и, держа двумя руками, слегка покачивают его. Отпечатки смазки на поверхности баббитового слоя должны занимать около 80-85% его площади. При таком результате подшипник подобран правильно и в этом залог его надежной работы.
Замена неисправного вкладыша выполняется таким же порядком, как и подшипника. При этом из буксы обязательно наряду с вкладышем необходимо вынуть подшипник, тщательно осмотреть его и шейку оси.
Неисправные детали буксы с роликовыми подшипниками заменяют только в депо или на заводах.
Перекрыв разобщительный кран и выпустив сжатый воздух из тормозного оборудования, выключают тормоз и подклинивают колесные пары, После этого, используя струбцину, одновременно поднимают вагон и конец боковой рамы тележки до выхода направляющих рамы тележки из пазов буксы. Далее, выгнув вкладыш и подшипник, снимают буксу с шейки оси, осматривают состояние подшипника, вкладыша и шейки оси и после этого надевают исправную буксу и ставят на место смазанной осевым маслом подшипник и вкладыш; опускают вагон, включают тормоз, открывая разобщительный кран, убирают клинья, подъемные средства и приспособления заправляют буксу подбивочным и смазочным материалами.
Выявленные на ПТО неисправные пылевые шайбы, не обеспечивающие удержание осевого масла, не заменяются. В этом случае из буксы удаляют польстер, заменяют его подбивочными валиками и устанавливают в заднюю часть буксы до половины шейки оси уплотняющий жгут.
Для снятия и постановки буксовых крышек применяют различные приспособления. Оно состоит из рукоятки, эксцентриковой оси, подшипника, шайб, шплинтов, цапф, двух поводков, планки с выступом и вала. Приспособление надевают на буксовую крышку до упора планки с выступом в буксу. При повороте рукоятки на себя на угол 90 градусов вместе с ней поворачивается ось с цапфами. При этом, планка, которую тянут поводки, своим выступом нажимает на пружину буксовой крышки и освобождает валик. Иногда буксовая крышка, хотя и исправна, но несколько перекошена или неплотно прилегает к зеркалу буксы. Устранить этот дефект можно путем изгиба валика на 1-2,5 мм (в зависимости от зазора), для чего его вынимают и ударами молотка изгибают. Смена подшипников является одной из наиболее часто встречающихся работ при ремонте вагонов в поездах. Эту работу выполняют два слесаря, используя в качестве подъемного средства гидравлический подъемник самоходной ремонтной машины или гидравлический домкрат грузоподъемностью 15-20 т. После отключения разобщительного крана и выпуска сжатого воздуха из тормозного оборудования тормоз отключается. Подклинивают колесные пары вагона и удаляют подбивочный материал из буксы. Далее домкрат устанавливают под дно буксы на специальную подкладку, укладываемую на конец шпалы, и поднимают буксу. При этом должны применяться специальные приспособления, удерживающие колесные пары на месте. Буксу поднимают до освобождения вкладыша, после чего вкладыш и подшипник с помощью крючка вынимают из буксы. Проверив состояние вкладыша и шейки оси, слесари подбирают новый подшипник, смазывают его осевым маслом и устанавливают подшипник и вкладыш на шейку. Опускание буксы идет в обратном порядке ее подъемки.
Нормальная работа буксового узла во многом зависит от правильной расточки и постановки подшипника на шейку оси. Расточка подшипников должна быть выполнена на станке. Переднюю и заднюю галтели также обрабатывают на расточном станке фасонными резцами радиусами соответственно 3 и 20 мм. Чистота расточенной баббитовой поверхности не ниже, чем пятому классу шероховатости (ГОСТ 2789-73). Для лучшего подвода масла под подшипник вдоль его с каждой стороны баббитового слоя на станке проходным резцом делают холодильники шириной от 12 до 15 мм со скосом кромки на глубину 2-3 мм. Переход от холодильников рабочей поверхности баббитового слоя слегка притупляется шабером.
На переднем торце баббитовой заливки выбивают две последние цифры, указывающие диаметр подшипника.
На каждом стеллаже ПТО должны быть подшипники любого диаметра. Стеллажи для хранения подшипников должны быть только закрытого типа. В целях исключения механических повреждений баббитового слоя (забоины, вмятины и т.п.) транспортировку подшипников следует производить в специальных кассетах.
Для правильного подбора подшипника слесарь обязан с помощью шаблона или кронциркуля и металлической линейки измерить диаметр шейки оси. Подшипник подбирается так, чтобы его диаметр был больше диаметра шейки оси на 1-2 мм, а разбег (т.е. возможность свободного перемещення вдоль шейки в пределах от 6 до 12 мм. При этом рекомендуется, чтобы у вновь устанавливаемого подшипника разбег был на 1 мм больше, чем у подшипника, стоящего в другой буксе этой же колесной пары. Если же меняются оба подшипника одной колесной пары, их размеры должны быть одинаковыми.
При постановке нового подшипника слесарям полезно проверить плотность прилегания его к шейке оси Для этого ее слегка смазывают осевым маслом, кладут на нее подшипник и, держа двумя руками, слегка покачивают его. Отпечатки смазки на поверхности баббитового слоя должны занимать около 80-85% его площади. При таком результате подшипник подобран правильно и в этом залог его надежной работы.
Замена неисправного вкладыша выполняется таким же порядком, как и подшипника. При этом из буксы обязательно наряду с вкладышем необходимо вынуть подшипник, тщательно осмотреть его и шейку оси.
Неисправные детали буксы с роликовыми подшипниками заменяют только в депо или на заводах.