10.Для
целей настоящих Правил используются следующие основные понятия:
автоматическая
локомотивная сигнализация как самостоятельное средство сигнализации и связи –
система, при которой движение поездов на перегоне осуществляется по сигналам
локомотивных светофоров, а раздельными пунктами являются обозначенные границы
блок-участков;
блок-участок – часть межстанционного перегона при
автоблокировке или при автоматической локомотивной сигнализации, применяемой
как самостоятельное средство сигнализации и связи, ограниченная проходными
светофорами (границами блок-участков), или проходным светофором (границей
блок-участка) и входным светофором железнодорожной станции, а также выходным
светофором и первым попутным проходным светофором (границей блок-участка);
боковой
железнодорожный путь – железнодорожный путь, при следовании на который
железнодорожный подвижной состав отклоняется по стрелочному переводу;
воздушный промежуток (изолирующее сопряжение) –
сопряжение смежных участков контактной сети с электрической изоляцией
(токораздел), допускающее электрическое соединение сопрягаемых участков при
проходе токоприемника железнодорожного подвижного состава на электрической тяге
(электроподвижного состава);
вспомогательный
локомотив – локомотив, назначаемый на основании требования о помощи
(письменного, переданного по телефону или радиосвязи), полученного от машиниста
(помощника машиниста) ведущего локомотива, остановившегося в пути на перегоне
поезда, а также по требованию работников хозяйства пути, электроснабжения,
сигнализации и связи;
вспомогательный
пост – пост на перегоне, не имеющий путевого развития и предназначенный только
для обслуживания пункта примыкания железнодорожного пути необщего пользования
(для поездов, следующих по всему перегону, раздельным пунктом не является);
въездная
(выездная) сигнализация – сигнализация, применяемая на железнодорожных путях
необщего пользования для разрешения выезда и въезда железнодорожного подвижного
состава в производственное помещение;
габарит
погрузки – предельное поперечное (перпендикулярное оси железнодорожного пути)
очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом
упаковки и крепления) на открытом железнодорожном подвижном составе при его
нахождении на прямом горизонтальном железнодорожном пути;
габарит
железнодорожного подвижного состава – предельное поперечное (перпендикулярное
оси железнодорожного пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен
помещаться установленный на прямом горизонтальном железнодорожном пути (при
наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на
рессорах и динамических колебаний) как в порожнем, так и в нагруженном
состоянии железнодорожный подвижной состав, в том числе имеющий максимально
нормируемые износы;
габарит
приближения строений – предельное поперечное (перпендикулярное оси
железнодорожного пути) очертание, внутрь которого помимо железнодорожного
подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а
также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и
оборудование, за исключением частей устройств, предназначенных для
непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные
провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и
другие), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном
пространстве увязано с соответствующими частями железнодорожного подвижного
состава и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами
железнодорожного подвижного состава;
гарантийный
участок – участок, ограниченный пунктами технического обслуживания,
протяженность которого определяется исходя из необходимости безопасного
проследования вагонов в исправном состоянии в составе поезда;
главные
железнодорожные пути – железнодорожные пути перегонов, а также железнодорожные
пути железнодорожных станций, являющиеся непосредственным продолжением
железнодорожных путей прилегающих перегонов и, как правило, не имеющие
отклонения на стрелочных переводах;
грузовые
вагоны – вагоны, предназначенные для перевозки
грузов, такие, как крытые вагоны, полувагоны, платформы,
вагоны-цистерны, вагоны бункерного типа, изотермические вагоны, зерновозы,
транспортеры, контейнеровозы, специальные вагоны грузового типа;
дежурный по
железнодорожной станции – сменный помощник (помощники) начальника
железнодорожной станции, в обязанности которого входит распоряжение приемом,
отправлением и пропуском поездов, а также другими передвижениями
железнодорожного подвижного состава по главным и приемо-отправочным
железнодорожным путям железнодорожных станций (а где нет маневрового диспетчера
– и по остальным железнодорожным путям);
железнодорожная станция – пункт, который
разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает
функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое
развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению и обгону поездов,
обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа и грузобагажа, а при
развитых путевых устройствах - выполнять маневровые работы по
расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами
(статья 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав
железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 170, № 28, ст. 2891; 2006, № 50, ст. 5279;
2007, № 27, ст. 3213, № 46, ст. 5554; 2008, № 30 (ч. 2), ст. 3616);
железнодорожный подвижной
состав
– локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и
мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения
осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный
подвижной состав (статья 2 Федерального
закона от 10 января 2003 г.
№ 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации,
2003, № 2, ст. 169, № 28, ст. 2884; 2007, № 46, ст. 5554; 2008, № 30 (ч.
1), ст. 3597, № 30 (ч. 2), ст. 3616, № 52 (ч. 1), ст. 6249; 2009, № 1, ст. 21);
железнодорожно-строительные
машины – один из видов специального подвижного состава, выполняющий работы по
строительству, ремонту всех видов, по содержанию и техническому обслуживанию
сооружений и устройств железнодорожного транспорта;
железнодорожный
переезд – пересечение в одном уровне автомобильной дороги с железнодорожными
путями, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия пропуска
подвижного состава железнодорожного транспорта и транспортных средств;
железнодорожные пути необщего пользования –
железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие
железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и
предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами
железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для
собственных нужд (статья 2 Федерального закона от 10 января 2003 г.
№ 17-ФЗ «О железнодорожном
транспорте в Российской Федерации»);
индекс
грузового поезда – специальный код, состоящий из 10 цифр, присваиваемый всем
грузовым поездам на железнодорожной станции их формирования, в котором первые
четыре цифры – единая сетевая разметка (далее - ЕСР) железнодорожной станции
формирования поезда, следующие две – порядковый номер состава, сформированного
на этой железнодорожной станции, а последние четыре – ЕСР железнодорожной
станции назначения поезда;
интенсивное
движение поездов – размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме)
по графику на двухпутных участках более 50 пар и однопутных – более 24 пар в
сутки;
контактная
сеть – совокупность проводов, конструкций и оборудования, обеспечивающих
передачу электрической энергии от тяговых подстанций к токоприемникам
электроподвижного состава;
локомотив – железнодорожный
подвижной состав, предназначенный для обеспечения передвижения по
железнодорожным путям поездов или отдельных вагонов;
локомотивная
бригада – работники, осуществляющие управление и обслуживание локомотивов, а
также мотор-вагонных поездов;
малоинтенсивные
линии (участки) – железнодорожные пути общего пользования с невысокой
грузонапряженностью и низкой эффективностью работы, критерии отнесения к
которым утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 2 Федерального
закона от 10 января 2003 г.
№ 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»);
маневровый
порядок движения – организация движения поездов (составов, локомотивов) на
железнодорожных путях необщего пользования между двумя раздельными пунктами, а
также между железнодорожными станциями необщего и общего пользования, границами
которых являются стыки рамных рельсов, предельные столбики или изолирующие
стыки светофоров;
маневровый
состав – группа вагонов или один вагон, сцепленные с локомотивом, производящим
маневры;
межпостовой
перегон – перегон, ограниченный путевыми постами или путевым постом и
железнодорожной станцией;
межстанционный
перегон – перегон, ограниченный железнодорожными станциями, разъездами и
обгонными пунктами;
мотор-вагонный подвижной
состав – моторные и немоторные вагоны, из которых формируются электропоезда,
дизель-поезда, автомотрисы, рельсовые автобусы, дизель-электропоезда, электромотрисы,
предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почты;
нейтральная
вставка – участок контактной подвески между двумя воздушными промежутками
(изолирующими сопряжениями), на котором отсутствует напряжение, обеспечивающий
электрическую изоляцию сопрягаемых участков при прохождении токоприемников
электроподвижного состава;
неправильный
железнодорожный путь – железнодорожный путь, по которому осуществляется
движение поездов в направлении, противоположном специализированному
направлению;
обгонный
пункт – раздельный пункт на двухпутных железнодорожных линиях, имеющий путевое
развитие, допускающее обгон поездов и в необходимых случаях перевод поезда с
одного главного железнодорожного пути на другой;
особо
интенсивное движение поездов – количество движения пассажирских и грузовых
поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 100 пар и на
однопутных более 48 пар в сутки;
особые
путевые знаки – границы железнодорожной полосы отвода, указатель номера
стрелки, знак оси пассажирского здания, знаки на линейных путевых зданиях,
реперы начала и конца круговых кривых, а также начала, середины и конца
переходных кривых, скрытых сооружений земляного полотна, наивысшего горизонта
вод и максимальной высоты волны;
охранная
стрелка – стрелка, устанавливаемая при приготовлении маршрута приема или
отправления поезда в положение, исключающее возможность выхода железнодорожного
подвижного состава на подготовленный маршрут;
пассажирские
вагоны – вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров
и (или) багажа, почтовых отправлений, такие, как почтовые, багажные, вагоны-рестораны,
служебно-технические, служебные, клубы, санитарные, испытательные и
измерительные лаборатории, специальные вагоны пассажирского типа;
пассажирский
остановочный пункт – пункт на перегоне, не имеющий путевого развития,
предназначенный исключительно для посадки и высадки пассажиров (раздельным
пунктом не является);
перегон
– часть железнодорожной линии, ограниченная смежными железнодорожными
станциями, разъездами, обгонными пунктами или путевыми постами;
подталкивающий
локомотив – локомотив в хвосте поезда, назначаемый в помощь ведущему локомотиву
на отдельных перегонах или части перегона;
поезд
– сформированный и сцепленный состав вагонов с одним
или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий
установленные сигналы, а также отправляемые на перегон и находящиеся на
перегоне локомотивы без вагонов и специальный самоходный железнодорожный
подвижной состав;
поезд
грузопассажирский – поезд, формируемый на малоинтенсивных линиях (участках) из
грузовых и пассажирских вагонов, предназначенных для перевозки грузов и
пассажиров;
поезд
грузовой длинносоставный – грузовой поезд, длина которого превышает норму
длины, установленную графиком движения на участке следования этого поезда;
поезд грузовой повышенной длины – грузовой поезд, длина
которого в
условных единицах (осях) - 350 и более осей;
поезд
грузовой соединенный – грузовой поезд, составленный из двух и более сцепленных
между собой грузовых поездов с действующими локомотивами в голове каждого
поезда;
поезд
пассажирский – поезд для перевозки пассажиров, багажа и почты, сформированный
из пассажирских вагонов;
поезд
пассажирский высокоскоростной – пассажирский поезд, который по участку
(отдельным участкам) следования осуществляет движение со скоростью более 200 км/ч;
поезд
пассажирский длинносоставный – пассажирский поезд, длина которого превышает
норму длины, установленную графиком движения на участке следования этого
поезда;
поезд
пассажирский повышенной длины – пассажирский поезд, имеющий в составе более 20
вагонов;
поезд
пассажирский скоростной – пассажирский поезд, который по участку (отдельным
участкам) следования осуществляет движение со скоростью от 141 до 200 км/ч включительно;
поезд
пассажирский соединенный – пассажирский поезд, составленный из двух
пассажирских поездов, сцепленных между собой, с действующими локомотивами в
голове каждого поезда;
поезд
почтово-багажный – поезд, формируемый из пассажирских вагонов, предназначенных
для перевозки почты, багажа и грузобагажа, а также отдельных пассажирских
вагонов для перевозки пассажиров;
поезд
хозяйственный – поезд, сформированный из локомотива или специального
самоходного подвижного состава, используемого в качестве локомотива, вагонов,
выделенных для специальных и технических нужд, специального самоходного и
несамоходного подвижного состава, предназначенного для выполнения работ по
содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железнодорожного
транспорта;
поездные
сигналы – сигналы, применяемые для обозначения поездов, локомотивов и других
подвижных единиц;
поездное
формирование, не принадлежащее перевозчику – поезд, сформированный из локомотива
(локомотивов) и вагонов в груженом или порожнем состоянии, в том числе с
гружеными или порожними контейнерами, принадлежащих грузоотправителю,
грузополучателю на праве собственности или ином праве, в том числе арендованных
у перевозчика, а также других юридических или физических лиц, не являющихся
перевозчиками;
полезная
длина железнодорожного пути – часть железнодорожного пути, ограниченная:
при наличии светофоров и электрической изоляции
железнодорожного пути – с одной
стороны выходным (маршрутным, маневровым) светофором, с другой – изолирующим
стыком путевого участка рельсовой цепи;
при
наличии светофоров и отсутствии электрической изоляции железнодорожного пути –
с одной стороны светофором, с другой – предельным столбиком;
при
отсутствии светофоров и электрической изоляции железнодорожного пути –
предельными столбиками с обеих сторон;
правильный
железнодорожный путь – железнодорожный путь на двухпутных (многопутных)
перегонах, оборудованный односторонней или двухсторонней автоблокировкой,
специализированный для движения поездов в определенном направлении;
предохранительный
тупик – тупиковый железнодорожный путь, предназначенный для предупреждения
выхода железнодорожного подвижного состава на маршруты следования поездов;
путевой
знак – постоянный указатель профиля и протяженности железнодорожных линий;
путевой
пост – временный или постоянный раздельный пункт на железнодорожных линиях, не
имеющий путевого развития;
раздельный
пункт – пункт, разделяющий железнодорожную линию на перегоны или блок-участки;
разъезд – раздельный пункт
на однопутных железнодорожных линиях, имеющий путевое развитие, предназначенное
для скрещения и обгона поездов;
ремонтно-оперативная
радиосвязь – комплекс стационарных и подвижных технических средств радиосвязи,
обеспечивающий связь при производстве работ по ремонту и обслуживанию
технических средств на железнодорожных станциях и перегонах;
регистратор
переговоров – электронное устройство, обеспечивающее автоматическую запись
служебных переговоров, производимых по железнодорожной технологической
электросвязи;
речевой
информатор – электронное устройство, обеспечивающее автоматическую передачу
предварительно запрограммированных сообщений по каналам связи или их
воспроизведение через звукоусилительную аппаратуру;
сигнал
– условный видимый или звуковой знак, при помощи которого подается определенный
приказ;
сигнальный
знак – условный видимый знак (предельный столбик, знак, указывающий границы
железнодорожной станции, подача свистка, отключение и включение тока и другое),
при помощи которого подается приказ определенной категории работников
железнодорожного транспорта;
составительская
бригада – бригада, предназначенная для руководства маневровой работой с
вагонами, группой вагонов, поездами, которая состоит из составителя поездов и
помощника составителя поездов, а также может состоять из двух составителей
поездов, один из которых назначается руководителем;
специальный
железнодорожный подвижной состав – железнодорожный
подвижной состав, предназначенный для обеспечения строительства и функционирования
инфраструктуры железнодорожного транспорта и включающий в себя несъемные
самоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие, как мотовозы,
дрезины, специальные автомотрисы, железнодорожно-строительные машины с
автономным двигателем и тяговым приводом, а также несамоходные подвижные
единицы на железнодорожном ходу, такие, как железнодорожно-строительные машины
без тягового привода, прицепы и специальный железнодорожный подвижной состав,
включаемый в хозяйственные поезда и предназначенный для производства работ по
содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог;
специальный
самоходный подвижной состав – мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы для
перевозки необходимых для производства работ материалов или доставки работников
к месту работы, железнодорожно-строительные машины, имеющие автономный
двигатель с тяговым приводом в транспортном режиме;
специальный
несамоходный подвижной состав – железнодорожно-строительные машины без тягового
привода в транспортном режиме, прицепы и другой специальный подвижной состав,
предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту
сооружений и устройств железнодорожного транспорта, включаемый в хозяйственные
поезда;
спуск
затяжной – спуск при следующих значениях крутизны и протяженности:
крутизной
от 0,008 до 0,010, протяженностью 8
км и более;
крутизной
более 0,010 до 0,014, протяженностью 6 км;
крутизной
0,014 до 0,017, протяженностью 5
км;
крутизной
0,017 до 0,020, протяженностью 4
км;
крутизной
0,020 и круче, протяженностью 2
км;
станционный пост централизации – пост на железнодорожной
станции, в котором сосредоточено управление группой централизованных стрелок и
сигналов;
станционные
железнодорожные пути – железнодорожные пути в границах станции – главные,
приемо-отправочные, сортировочные, погрузочно-выгрузочные, вытяжные, деповские
(локомотивного и вагонного хозяйств), соединительные (соединяющие отдельные
парки на железнодорожной станции, ведущие к контейнерным пунктам, топливным
складам, базам, сортировочным платформам, к пунктам очистки, промывки,
дезинфекции вагонов, ремонта, технического осмотра или обслуживания
железнодорожного подвижного состава и производства других операций);
стрелка
– часть стрелочного перевода, состоящая из рамных рельсов, остряков и
переводного механизма, а также крестовины с подвижным сердечником при ее
наличии;
стрелка
нецентрализованная – стрелка, остряки которой переводятся вручную при помощи
переводного механизма непосредственно у стрелки;
стрелка
централизованная – стрелка, остряки которой (а при наличии крестовины с
подвижным сердечником и сердечник) переводятся специальным механизмом
(электроприводом), управляемым с одного центрального пункта;
стрелочный
перевод – устройство, служащее для перевода железнодорожного подвижного состава
с одного железнодорожного пути на другой, состоящее из стрелок, крестовин и
соединительных железнодорожных путей между ними;
стрелочный
пост – один или несколько стрелочных переводов нецентрализованного управления,
обслуживаемых одним дежурным стрелочного поста;
стрелочный
район – группа смежных стрелочных постов, находящихся под контролем одного
старшего дежурного стрелочного поста;
съемные
подвижные единицы – съемные дрезины, ремонтные вышки на электрифицированных
участках, путеизмерительные, дефектоскопные и другие тележки и подвижные
единицы, которые могут быть сняты с железнодорожного пути обслуживающими их
работниками вручную;
технологическое окно – время, в течение которого
прекращается движение поездов по перегону, отдельным железнодорожным путям
перегона или железнодорожной станции для производства ремонтно-строительных
работ;
технологическая
электросвязь – электросвязь для ведения служебных переговоров по обеспечению
производственной деятельности, управления технологическими процессами в
производстве и подразделяющаяся на следующие виды:
парковая
двусторонняя связь – связь для ведения служебных переговоров между работниками
железнодорожного транспорта, выполняющими работы на железнодорожных станциях;
перегонная
связь – связь для ведения служебных переговоров между дежурными по
железнодорожным станциям и работниками, выполняющими работы и находящимися на
перегоне;
поездная
межстанционная связь – связь для ведения служебных переговоров между дежурными
по железнодорожным станциям соседних железнодорожных станций;
поездная
диспетчерская связь – связь для ведения служебных переговоров между диспетчером
поездным и дежурными по железнодорожным станциям, входящими в обслуживаемый
диспетчерский участок;
стрелочная
связь – связь для ведения служебных переговоров между дежурным по
железнодорожной станции с исполнительными и распорядительными постами
железнодорожной станции по вопросам приготовления маршрутов (включая проверку
свободности железнодорожных путей и стрелок) и закрепления железнодорожного
подвижного состава на смежных железнодорожных путях;
торможение
служебное – торможение ступенями любой величины для плавного снижения скорости
или остановки поезда в заранее предусмотренном месте, различаемое на служебное
и полное служебное торможение;
торможение
экстренное – торможение, применяемое в случаях, требующих
немедленной остановки поезда, путем применения максимальной тормозной силы;
тормозной
путь – расстояние, проходимое поездом за время от
момента воздействия на приборы и устройства для управления тормозной системой,
в том числе срабатывания крана экстренного торможения (стоп-крана), до полной
остановки;
транспортные
средства железнодорожного транспорта – железнодорожный подвижной состав, в том
числе вагоны, дрезины, автомотрисы, дизель-поезда,
железнодорожно-строительные машины
(самоходные), паровозы, тепловозы, мотовозы, электровозы, электропоезда,
мотор-вагонный подвижной состав;
уклон
– элемент продольного профиля железнодорожного пути, имеющий наклон к
горизонтальной линии, который для поезда, движущегося от низшей точки к высшей,
называется подъемом, а обратно – спуском;
улавливающий
тупик – тупиковый железнодорожный путь, предназначенный для остановки
потерявшего управление поезда или части поезда при движении по затяжному
спуску;
устройства
для предупреждения самопроизвольного выхода железнодорожного подвижного состава
на маршруты следования поездов – предохранительные тупики, охранные стрелки,
сбрасывающие башмаки, сбрасывающие остряки или сбрасывающие стрелки, другие
устройства, исключающие самопроизвольный выход железнодорожного подвижного
состава на другие железнодорожные пути и маршруты приема, следования и
отправления поездов;
устройства
технологического электроснабжения – устройства, обеспечивающие электроснабжение
железнодорожных потребителей, частичное или полное ограничение режима
потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью
людей, экологической безопасности (тяговые и трансформаторные подстанции,
пункты питания, контактная сеть, линии электропередачи, обеспечивающие
электроснабжение тяги поездов, технологическую электросвязь, объектов систем
диспетчерского управления, блокировки, сигнализации и защиты железнодорожного
транспорта).